13.12.2019 Обустройство дачного участка

Смотровая яма в гараже своими руками: технология строительства

Смотровая яма в гараже

Бережный хозяин трепетно относится к личному автомобилю. Машина нуждается в периодическом осмотре и уходе. Обслуживание некоторых узлов выполняют из-под днища автомобиля. Для удобства ремонта можно сделать смотровую яму в гараже своими руками по размерам и чертежам, найденным в Сети. Детальная инструкция с фото будет координировать последовательность выполнения строительства. Построенная один раз яма позволит сэкономить на сервисном обслуживании, замене моторного масла, ремонте ходовой и многих других работах.

Функции и необходимость

Ремонтная площадка в гараже необходима для осмотра автомобиля, замены масла, ремонта. Поездка на станцию технического обслуживания займёт несколько часов, тогда как некоторые работы выполняют за несколько минут самостоятельно. Полезное пространство в гараже расширяют за счёт обустройства ямы. Она нужна для ремонта автомобиля либо хранения овощей. В первом случае строят продольную, неглубокую нишу длинной равной размеру автомобиля. В ней размещают полки для инструмента или деталей, а также делают яркое освещение.

Смотровая яма в гаражеКроме смотровой, в гараже обустраивают овощную яму. Они могут быть совмещены либо построены отдельно. Овощное хранилище обязательно закрывают крышкой, которая сохраняет нужный микроклимат. При совмещённом варианте, смотровую нишу полностью закрывают деревянными щитами. К тому же это служит дополнительной защитой от случайного падения.

Инструменты и материалы для строительства

Перед началом работ подготавливают нужное оборудование и компоненты. Незначительная нехватка материала может увеличить время строительства. Из инструментов понадобятся:

  1. Штыковая, совковая лопаты для рытья котлована.
  2. Вёдра выносить грунт и доставлять раствор.
  3. Электроинструмент (бетономешалка, угловая шлифовальная машинка с отрезными кругами по бетону и металлу, сварочный аппарат).
  4. Ножовка по дереву.

Смотровая яма в гаражеДля постройки ремонтной ниши потребуются разнообразные материалы – сыпучие, металлопрокат, гидроизоляция, бруски и доски. Их количество определяют исходя из размеров ниши, однако потребность увеличивают на 15 %. Для строительства понадобятся:

  1. Цемент.
  2. Сыпучие наполнители (песок, гравий, щебень). Они нужны для приготовления кладочной и заливочной смеси. Первую применяют при возведении стен из кирпича, вторую – при формировании основания.
  3. Пиломатериалы для опалубки.
  4. Арматура диаметром 8-10 мм и вязальная проволока.
  5. Металлические уголки 50 х 50 мм.
  6. Гидроизоляционные материалы (рубероид, мастики, композитные смеси).
  7. Кирпичи или пеноблоки.
  8. Трубы диаметром 110 мм для вентиляции.
К сведению!
Если планируют проведение освещения, дополнительно приобретают комплект электрофурнитуры, а также лотки для прокладки проводов.

Смотровая яма в гаражеПланирование строительства

Оптимальным будет рытьё котлована строительной техникой ещё до начала возведения несущих стен гаража. Предварительно размечают основной фундамент, затем наносят контуры будущей ниши. Но в готовом здании котлован придётся выкопать вручную. Такая работа очень трудоёмкая – необходимо извлечь несколько кубических метров с большой глубины, вынести землю за пределы гаража, а затем вывезти за пределы территории.

Чтобы работы по строительству смотровой ниши не были проделаны напрасно, предварительно узнают о глубине нахождения грунтовых вод. При их близком залегании необходимо предусмотреть гидроизоляцию и дренажную систему. Проникновение воды внутрь ямы сделает невозможным её эксплуатацию и может привести к разрушению. В этом случае её придётся засыпать.

Размеры

Работы по строительству начинают с составления проекта. Предварительно составляют план гаража, на него наносят контуры стен, а также размеры смотровой ямы. В первую очередь определяют ширину и длину. Эти параметры зависят от колёсной базы авто. У грузовой машины она больше, легковой – меньше. Глубина зависит от роста владельца. Размеры смотровой ямы для авто должны отвечать требования безопасности.

От правильного определения габаритов ямы зависит удобство её использования. Вычисление размеров:

  1. Длина. Этот параметр может быть от 2 до 6 м. Как правило, для определения протяжённости котлована к длине автомобиля прибавляют 1 м. Этого расстояния достаточно для обслуживания всего днища машины без её передвижения, еще остаётся место для входа. Иногда, чтобы сэкономить на материалах либо сделать овощное хранилище, длину уменьшают.
  2. Ширина. Для определения этого параметра измеряют расстояние между колёсами автомобиля. От полученной цифры отнимают 20 см – это и будет оптимальная ширина. Котлован необходимо вырыть на 40 см больше конечной цифры.
  3. Глубина. Она должна быть удобной для обслуживания машины – человеку, стоя на дне, нужно дотянуться до самых удалённых деталей. Котлован выкапывают немного глубже. Дополнительное расстояние необходимо для обустройства бетонного основания, обеспечения дренажа.
К сведению!
При определении размеров можно пользоваться средними значениями колёсной базы. Это необходимо на случай, если в гараже будет находиться другой автомобиль.

Обустройство ямы

После окончания подготовительных работ приступают непосредственно к строительству. на полу размечают контуры будущего котлована. Расстояние от края ямы до стены должно быть не менее 1 м. Это необходимо для сохранения несущей способности грунта. По разметке освобождают напольное покрытие. Деревянный настил вырезают ножовкой и удаляют. Бетонный наливной пол разбивают отбойными молотками, предварительно порезав материал болгаркой с алмазным кругом. Когда доступ к грунту открыт, приступают к рытью ямы.

Выкапывание котлована

Наиболее трудоёмкий этап строительства – формирование ниши под смотровую яму. В процессе работы придётся извлечь около 10 м3 грунта. Этот объём земли нужно разрыхлить, поднять наверх и вывезти за пределы строительства. Продолжительность этапа зависит от активности рытья, количества работников и характера почвы – плотные глиняные слои нужно будет разбивать кайлом или ломом. Если попадётся такой грунт, его ссыпают неподалёку: он нужен будет для заполнения пустот между кладкой и стенками котлована. Яму в гараже для легкового автомобиля 3 человека выкопают за один день.

Один из положительных моментов копания ямы в готовом гараже – возможность проведения работ при любой погоде. Дождь или снег не помешают строительству. Тогда как под открытым небом вырытый котлован необходимо закрыть от обильных осадков. После сильных дождей придётся долго ждать высыхание грунта либо откачивать попавшую внутрь воду. К тому же стенки ямы могут осыпаться и потерять форму.

Вентиляция

В гараже обязательно нужно организовать постоянный воздухообмен. Вентиляция нужна для удаления влаги из строения. Особенно это касается гаража с овощной или смотровой ямой – даже сплошная гидроизоляция не обезопасит от попадания влаги. Это происходит, когда машина заезжает на стоянку после дождя или снегопада. Наличие в воздухе водяных паров вызывает образование грибка на поверхности стен, гниение деревянных предметов, интенсивную коррозию металлических деталей кузова автомобиля.

Для активного воздухообмена нужно проложить два канала. Один размещают на расстоянии 10-15 см от нижней точки смотровой ямы и выводят на уровень поверхности земли. Второй делают в противоположной стороне, под потолком гаража, а выход его должен находиться над крышей. Если вентиляцию сделать правильно, при таком расположении каналов разница температур обеспечит нужную циркуляцию воздуха.

Смотровая яма в гаражеПрокладывание воздуховодов выполняют на этапе рытья котлована. Если они будут проходить под фундаментом гаража, для них выкапывают отдельную траншею. Выходную вентиляционную трубу удобно разместить в толще земли. Для этого в грунте дополнительно выкапывают нишу прямоугольного сечения. Воздуховоды делают из пластиковых либо водопроводных труб.

К сведению!
На выходных краях крепят металлическую сетку, чтобы мелкие животные не смогли пробраться по вентиляции внутрь гаража, и защитные колпаки от попадания дождя или снега.

Формирование пола и стен

После окончания земляных работ приступают к заливке основания и кладке кирпичей. На дно ямы насыпают слой песка толщиной 5 см. Он необходим для выравнивания земляной поверхности и распределения нагрузки от веса стен. Песок разравнивают, затем уплотняют трамбовками. По периметру собирают опалубку для заливки основания под стенки. Если планируют сделать боковой вход в смотровую яму, в этом месте делают утолщение фундамента.

В опалубку укладывают арматуру, её соединяют между собой вязальной проволокой. Когда подготовительные работы окончены, заливают бетонный раствор. Для его приготовления применяют электрические смесители. Поверхность жидкого бетона уплотняют вибрационными машинами либо перфораторами со специальными насадками, затем дают просохнуть в течение нескольких дней.

Смотровая яма в гаражеКогда основание высохнет, заливают пол. На дно укладывают полиэтилен или другой гидроизоляционный материал. Сверху заливают бетон с щебнем мелкой фракции. Чтобы усилить пол и предотвратить его растрескивание, можно использовать строительную армирующую сетку с диаметром проволоки 5 мм и больше. Бетон заливают за один раз, не оставляя слои просыхать.

Может быть интересно

Следующий этап – выкладывание стен. Делают их из полнотелого (клинкерного) кирпича или пеноблоков. Эти строительные материалы выдержат вес не только пассажирского автомобиля, но и грузовика. Стенки кладут в один ряд с обязательной перевязкой, что увеличит прочность, а также надёжность конструкции.

Когда уложен последний кирпич, яму необходимо накрыть сверху и оставить до полного высыхания цементного раствора.

Зазор между стенками и котлованом засыпают песком или глиной, оставшейся после земляных работ. Верхний край стенки укрепляют «поясом» из металлического уголка. Он не даст кирпичам раскрошиться, сформирует аккуратный переход от ямы к основному полу. Кроме того, в уголках можно закрепить крышку смотровой ямы, которая в гараже выполняет роль защиты от случайного падения вниз.

Чтобы придать стенам законченный вид, их штукатурят, затем красят или белят. Пол можно обложить обычной керамической плиткой.

Гидроизоляция

Подтопление грунтовыми водами – распространённое явление при эксплуатации гаражных ям. Даже если во время строительства уровень жидкости был в допустимых пределах, а яма остаётся сухой, со временем ситуация может измениться. Строительство крупных объектов рядом с гаражом, бурение скважин и прочее нарушает естественную циркуляцию воды в грунте, и она может выходить на поверхность. Непосредственная её близость, а также вероятность будущего подтопления вынуждает владельцев выполнять гидроизоляцию смотровой ямы в гараже.

К сведению!
Защитить котлован от подтопления нужно на этапе строительства. Позже это сделать будет гораздо сложнее.

Сегодня применяют битумные защитные покрытия. Они бывают рулонные (на картонной основе) либо жидкие (наносят непосредственно на поверхность). Предварительно перед укладкой гидроизоляционного материала поверхность обрабатывают грунтовкой для бетона глубокого проникновения. Она вытесняет влагу из пор и трещин. Рулоны укладывают внахлёст, расстояние между краями 15 см. Места стыков прогревают газовой горелкой до расплавления мастики. В зону шва добавляют жидкий битум.

Освещение

При обслуживании автомобиля трудно обойтись одним фонариком. Водители, которые много времени проводят под капотом машины, устраивают в смотровой яме яркую иллюминацию. Чтобы провести туда электричество и сделать хорошее освещение, необходимо иметь соответствующие навыки. Нужно также знать требования стандартов по монтажу проводки в сырых, подвальных помещениях. Несоблюдение ГОСТов может повлечь за собой неисправность и стать причиной поражения электрическим током.

Если владелец не имеет опыта монтажа проводки, лучше для выполнения работы пригласить специалиста. Но даже в этом случае стоит проконтролировать его работу, а также соответствие системы требованиям нормативных документов:

  1. Вся электрофурнитура (выключатели, розетки) должна находиться вне ямы.
  2. К светильникам подводят напряжение питания не выше 36 В.
  3. Кабели применяют с двойной изоляцией, а прокладывают в металлических лотках либо трубах.
  4. Освещают яму низковольтными лампами или светодиодными панелями.

Калькулятор расчёта бетонного раствора М300 для пола и стен

Перед строительством смотровой площадки определяют точное количество сыпучих компонентов для заливки основания, пола, стен. Объём бетона зависит от размеров котлована, марки цемента, а также фракционного состава щебня. В общем случае определяют объёмы всех компонентов, из которых состоит яма (умножают ширину, высоту и длину), а затем складывают их. Можно также воспользоваться калькулятором расчёта.

Правильно обустроенная смотровая площадка в гараже – хороший помощник автомеханика, с ней можно сделать мелкий ремонт, провести профилактику или диагностику. Она быстро становится важной частью строения и его главным достоинством.

Логотип сайта Zelenj.ru – все про садоводство, земледелие, фермерство и птицеводство

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются